воскресенье, 18 декабря 2011
18.12.2011 в 15:23
Пишет
BDDS:
Редакция журнала "Частный репортер" попросила меня ответить на два вопроса:
1. Каковы корни BDSM? Можно ли, по-Вашему, назвать это сексуальным отклонением?
2. Какие люди чаще всего увлекаются БДСМ-практиками и вообще подвержены склонностям "быть рабами или рабынями", или наоборот, стремлению унижать партнера в сексе?
Сокращенный текст моих ответов, в рамках проведенного журналом обзора, опубликован. Ниже публикуется их полный текст
Это очень сложные вопросы. В психиатрии и сексологии подобные практики называют парафилиями, расстройствами сексуального предпочтения. Однако уже давно многие исследователи считают данный диагноз слишком общим. Эти техники - связывание и дисциплину (Bondage and Discipline) и/или доминирование и подчинение (Dominance and Submission) - практикуют многие социально успешные и психически здоровые люди.
читать дальше
После выхода книги знаменитого американского психиатра и психоаналитика Роберта Столлера (Robert J. Stoller. Pain and Passion: A Psychoanalyst Explores the World of S&M, Plenum Press, 1991) , который начал изучать садомазохизм в качества психиатра, но был вынужден превратиться в этнографа и пришел к выводу, что никакой диагноз не в состоянии описать многообразие этого мира, сомнения на сей счет появились и у психиатров.
Лично мне книгу Столлера в 1995 г. порекомендовал крупнейший европейский специалист по этим сюжетам, руководитель Гамбургского Института сексологических исследований и судебной психиатрии профессор Вольфганг Бернер.
Как почти все в сексологии, эти вопросы являются междисциплинарными. Для установления степени распространенности БДСМ и определения демографических и психологических свойств его адептов, помимо клинических исследований, необходимы репрезентативные данные, полученные на больших выборках. До конца ХХ в. таких исследований не было, выборки не превышали 150-200 респондентов и были нерепрезентативными. Теперь картина начала меняться. В 2001–2002 гг. в Австралии был проведен национально репрезентативной телефонный опрос (19,307 респондентов в возрасте от 16 до 59 лет), результаты которого опубликованы в официальном журнале Международного общества по сексуальной медицине. Их выводы я изложил на своем сайте
Выяснилось, что в течение предыдушего года разными формами BDSM занимались 1.8% всех сексуально активных людей (2.2% мужчин и 1.3% женщин). Эти практики сильнее распространены среди геев, лесбиянок и бисексуалов. Вовлеченные в них люди чаще других имели также опыт орального и /или анального секса, имели больше одного сексуального партнера, а также чаще занимались телефонным сексом, посещали сексуальные Интернет-сайты, смотрели порнографические фильмы или видео, пользовались сексуальными игрушками, имели опыт группового секса и т.п.
Авторы проверяли три главные гипотезы:
1. Участники BDSM в прошлом чаще других подвергались сексуальному принуждению;
2. Они психологически менее благополучны;
3. Они чаще испытывают сексуальные трудности, такие, как отсутствие интереса к сексу или трудности с переживанием оргазма.
Все три гипотезы не подтвердились.
Общий вывод исследования: BDSM – просто сексуальный интерес или привлекательная для определенного меньшинства людей субкультура, которая не является патологическим симптомом прошлого насильственного опыта или следствием трудностей с "нормальным" сексом. К близким выводам пришли и другие новейшие исследователи, изучавшие меньшие по численности выборки, но зато использовавшие больше психологических тестов (Cross and Matheson 2006; Weinberg 2006)
В крупнейшем - 22,543 респондентов - Интернет-опросе в Германии (2008) наличие БДСМ опыта признали 9.2 % опрошенных. По степени распространенности эта практика у мужчин и женщин занимает одно и то же ( восьмое) место, но женщины занимаются ею несколько чаще, чем мужчины ( 9.5 % против 8.3%).
Хотя эти цифры нельзя считать нормативными, тем более, что они не совпадают, очевидно, что речь идет о значительной группе людей, имеющих общие интересы, субкультуру и т.п. Эта группа весьма неоднородна. Объяснить чрезвычайно разнообразные (иногда полярные) сексуальные практики и установки и связанные с ними индивидуально-личностные особенности этих людей какой-то одной причиной, типа "детской травмы", невозможно.
Глобальные психоаналитические теории помогают ретроспективно понять и описать феноменологию соответствующих переживаний, но их предсказательная сила невелика. Столь же абстрактны биоэволюционные теории, например, работы популярного у нас Десмонда Морриса (его профессиональная репутация в западной антропологии весьма проблематична).
В связи с международной компанией за запрет телесных наказаний, которую я в целом горячо поддерживаю, в последние годы на Западе появились исследования, в том числе метаанализы, утверждающие, что склонность к БДСМ порождается опытом родительской порки. Статистические корреляции между БДСМ и поркой действительно существуют, но еще Фрейд подметил, что подобные фантазии гораздо чаще возникают у детей в процессе взаимоотношений со сверстниками, причем эти фантазии могут предшествовать реальному личному опыту.
Рассказы такого типа часто присутствуют в БДСМ сайтах:
"У меня это тоже родом из детства... как и у всех, наверное. Сперва, конечно, неосознанно. Любил разглядывать картинки в учебнике по истории, изображавшие связанных рабов. Когда играли на заброшенной стройке в войну, в индейцев и еще бог знает во что - нравилось, когда попадал в плен. Особенно нравился вариант "мальчишки против девчонок". Когда меня ловили, я обычно пытался вырваться - но не слишком старался, мне нравилось, когда мне заламывали руки за спину, заставляли вставать на колени... Осознанным это желание стало, когда мне было лет 12...ближе к 13. Я в очередной раз попал в плен к девчонкам. Меня привели в штаб - недостроенный дом - и тут одна девочка, блеснув эрудицией, объявила, что пленников всегда пытают. На вопросы "как?" она молча сунула руку мне в шорты и сжала кулак. У меня аж дыхание перехватило. Она давила изо всех сил, а я только молча извивался в ее руках. Девчонки жадно глядели на это. Когда она меня отпустила, началось бурное обсуждение. Пытка всем понравилась, но попробовать остальные не решились. В своих ощущениях я разобрался позже, а были они очень для меня новыми и необычными. Во-первых, боль в паху была мне до того момента незнакома - я и не думал, что будет так больно. Во-вторых, я почувствовал себя абсолютно беспомощным. И, в-третьих, мне понравилось. Признаться в этом самому себе было трудно, но потом все мои подростковые сексуальные фантазии крутились вокруг этих незабываемых переживаний".
К тому же спанкинг (любовь к порке) – очень небольшая часть репертуара БДСМ.
В книге о телесных наказаниях "Бить или не бить?", которую я собирался закончить этим летом, но жара мои планы перечеркнула, я пытался обобщить важнейшие данные об этом сюжете, но вопросов оказалось больше, чем ответов.
Мне кажется бесспорным, что склонность некоторых людей к БДСМ является врожденной и материализована нейрофизиологически. Рано или поздно это докажут исследования с применением магнитно-резонансной томографии (МРТ). У других это может быть следствием раннего детского опыта. Впрочем, одно другого не исключает, в подобных случаях важен не столько сам опыт, сколько его интерпретация субъектом, которая, в свою очередь, опирается на нормативные установки культуры, представления о соотношении "секса" и "унижения" и т.д. Философски и культурологически эта тема неисчерпаема, для ее операционализации лучше всего подходит сформулированная в 1973 году Джоном Гэньоном и Уильямом Саймонсом (William Simons) теория сексуального сценария.
Существенная черта современной культуры – наличие разветвленного виртуального БДСМ сообщества, существует оно и в России. Диапазон БДСМ Интернет-сайтов простирается от примитивной порнографии и обмена личным опытом и фантазиями, без которого люди существовать не могут, до сложной научно-философской рефлексии, подчас более эрудированной и нюансированной, чем представления некоторых психиатров, все еще живущих в эпоху Краффт-Эбинга.
Наиболее социально значимые и поэтому требующие строгих дефиниций медицинские (болезнь или индивидуальные особенности) и юридические (степень допустимости тех или иных сексуальных практик и признание права соответствующей субкультуры на существование) аспекты этой темы вращаются вокруг трех осей:
а) способен ли субъект контролировать свои сексуальные желания, может ли он поставить им границы;
б) степень добровольности, соотношение условного (игрового) и реального насилия в сексуальном взаимодействии пары и группы;
в) реальные и потенциальные последствия соответствующих практик.
Все это требует серьезных профессиональных научных исследований.
(с) Игорь Семёнович Кон, 2010
ИсточникИгорь Семёнович Кон (21.05.1928, Ленинград, СССР - 27.04.2011, Москва, Россия) - советский и российский социолог, антрополог, философ, сексолог. Один из основателей современной российской социологической школы, популяризатор науки и просветитель. Кандидат исторических наук (1950), доктор философских наук (1960), профессор (1963), академик Российской академии образования (1989), почётный профессор Корнелльского университета (1989) и Университета Суррея (1992). Награждён Золотой медалью за выдающийся вклад в сексологию и сексуальное здоровье Всемирной сексологической ассоциацией, а также медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
URL записи